Дистанционное обучение

 

Дистанционная поддержка – новая практика работы учителя

 

 

 

Информационно-коммуникационные  технологии  и  глобальные  сети  несут в себе мощнейший потенциал для создания в школе открытой информационно-образовательной среды и освоения новых способов деятельности всех участников образовательного процесса. Перед учителем возникает проблема: каким образом стать активным строителем и пользователем информационно-образовательной среды школы и открытого информационно-образовательного пространства на уровне города для достижения учащимися новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС? Решение этого вопроса видится в двух взаимосвязанных процессах: целенаправленное развитие информационно-образовательного пространства и становление новых практик образовательной деятельности в новых условиях.

Рассмотрим теоретические основы и методические особенности дистанционной поддержки учащихся на основе анализа программ и проектов Российского уровня в области информатизации общества; основополагающих документов, регламентирующих деятельность общеобразовательных школ; научно-методической литературы по проблеме дистанционного обучения.

Дистанционное обучение (дистантное обучение, распределенное обучение) – процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы,

организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ. Дистанционное обучение – это процесс интерактивного взаимодействия ученика, учителя и информационного источника через применение средств телекоммуникаций.

Дистанционное обучение, в основе которого лежат Интернет-технологии, широко распространилось во многих образовательных учреждениях в мире. Эта новая форма работы востребована и в общеобразовательной школе. Е.С. Полат выделяет следующие аргументы, свидетельствующие о необходимости внедрения дистанционного обучения:

– растёт количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным, в системе экстерната. Для предоставления такой возможности значительную помощь могли бы оказать дистанционные курсы по отдельным предметам эпизодическими консультациями и контролем педагогов;

  • очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме;
  • в настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность для таких школьников обучаться в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны;

– возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет возможности или опасно посещать школу;

весьма полезна могла бы быть дистанционная форма обучения для системы профильного обучения. С ее помощью можно было бы организовать профильное обучение по многим направлениям, которые бы позволили учащимся лучше познакомиться с интересующей их областью знания;

дистанционная форма обучения могла бы выступить серьёзным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения;

дистанционная  форма  обучения  могла  бы  дать  возможность  учащимся

ликвидировать         пробелы   в   знаниях   или   наоборот   углубить   свои   знания в интересующих их областях.

  • выше перечисленным причинам можно добавить следующие:

дистанционное обучение является распространённым способом получения профессионального образования, а это определяет необходимость создания условий   для            осуществления     учениками  средней      школы  практической  пробы в освоении этого способа;

новые требования            к   образовательным     результатам,   предъявленные в Федеральном государственном образовательном стандарте (в частности, ИКТ-компетентность), требуют и новых условий и способов работы учителя. Правильно организованное дистанционное обучение позволит не только развивать ИКТ-компетентность учащихся, но и стимулировать процессы становления их субъектности и индивидуальности.

Возникает вопрос: каким образом организовать дистанционное обучение в школе?

Анализ работ А.А. Андреева, Е.Г. Гаевской, Е.С. Полат, В.И. Солдаткина, А.В. Хуторского позволил сформулировать вывод о том, что дистанционное обучение в чистом виде невозможно организовать для учащихся средней школы. Необходимо вести разговор о дистанционной поддержке образовательного процесса школьников, которая обеспечивается посредством применения дистанционных образовательных технологий. Дистанционная поддержка становится одним из механизмов реализации личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании, так как направлена на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Сегодня под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)   взаимодействии            обучающихся и педагогических   работников.

В соответствии   с данным определением,         дистанционные образовательные технологии представляют собой педагогический инструментарий, отличительной особенностью которого является использование телекоммуникационных сетей.

Для определения понятия «дистанционная поддержка» обратимся к смыслу слов, его составляющих: в словаре С.И. Ожегова, дистанционный – совершаемый на расстоянии, поддержка – помощь, содействие. То есть, дистанционную поддержку можно рассматривать как удалённое (опосредованное) содействие какому-либо процессу. А информационно-коммуникационные технологии позволяют преодолевать это расстояние.

По мнению М.И. Бочарова и С.А. Смирнова, дистанционная поддержка образовательного процесса – это обеспечение традиционных форм образовательного процесса (очное, очно-заочное, заочное, экстернат) технологиями дистанционного обучения с четко заданными элементами, содержанием и объёмом поддержки. Дистанционная поддержка не является особой формой организации образовательного процесса, а лишь обогащает пространство возможностей для его участников. Встатье А.С. Ломова, дистанционная поддержка образовательного процесса рассматривается как совместная деятельность субъектов образовательного процесса, находящихся опосредованно друг от друга, направленная на выполнение определённых педагогических целей и задач с использованием информационных и коммуникационных технологий».

Актуален  вопрос           о  предмете  поддержки, в нашем случае, – это образовательный процесс, организуемый общеобразовательных учебных заведениях в условиях развития информационно-образовательного пространства на муниципальном уровне.

Мы рассматриваем дистанционную поддержку образовательного процесса школьников как содействие при выстраивании и реализации ими индивидуальных образовательных маршрутов в открытом информационно-образовательном пространстве через применение электронного контента и средств телекоммуникаций.

Цель дистанционной поддержки – обеспечение индивидуализации образовательного процесса учащихся.

Дистанционную поддержку можно осуществлять в двух режима:

  • синхронном, т.е. в режиме реального времени, например, on-line тест, чат, веб-конференция;
  • асинхронном, в режиме отсроченного времени, например, электронная рассылка, форум, электронный образовательный модуль.

Говоря о формах взаимодействия учителя и ученика, стоит отметить ещё одного «участника» – электронный контент, который рассматривается как информационно значимое или содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта. Выделены следующие формы взаимодействия участников образовательного процесса:

  • опосредованное – ученик работает с электронным контентом самостоятельно. Например, ученик самостоятельно проходит тест, размещённый
  • сети Интернет в режиме on-line;
  • диалог – электронный контент обеспечивает общение двух участников образовательного процесса. Например, общение учителя и ученика с помощью электронной почты или учебный диалог, инициируемый учителем в электронном учебном модуле;
  • полилог – электронный контент обеспечивает общение трёх и более участников образовательного процесса. Например, общение участников учебной группы в форуме.
  • Инструментами обеспечения интерактивного диалога могут стать электронная почта, видеоконференция, форум, чат, блог, мультимедийная обучающая программа, тематический сайт, электронный образовательный модуль.

Анализ научно-методической литературы и опыта зарубежных коллег позволяет выделить следующие модели дистанционной поддержки учащихся:

  • дистанционная поддержка – дополнительный ресурс. В рамках этой модели учебная программа изучается в школе при непосредственном взаимодействии ученика с учителем, а дистанционная поддержка является способом обогащения предметной информационно-образовательной среды и позволяет удовлетворять индивидуальные информационные потребности. Причём, работу с электронными ресурсами можно организовать на уроке в школе или при выполнении домашнего задания;

дистанционная поддержка и очное обучение – взаимодополняющие этапы. Эта модель предусматривает деление учебной программы на модули, часть из которых может изучаться заочно при работе ученика с электронным учебным модулем при поддержке со стороны учителя;

дистанционная поддержка – средство освоения учебной программы при очном консультировании учащихся. Для освоения учебной программы можно использовать электронный учебный курс (например, готовый курс НП «Телешкола»),  который  ученики  осваивают  самостоятельно  вне  стен  школы обязательным очным консультированием со стороны учителя;

дистанционная поддержка – средство самостоятельной работы в школе при сопровождении учителя. Для освоения учебной программы используется электронный учебный курс, который ученики осваивают в стенах школы при непосредственном сопровождении учителя (данный подход можно рекомендовать для тех учеников, у которых недостаточный опыт самостоятельной работы с электронными ресурсами);

дистанционная поддержка – средство поддержки самостоятельной работы ученика. В рамках этой модели учителем разрабатывается электронный контент, стимулирующий активную познавательную деятельность школьников во внеурочной деятельности. Для запуска диалога можно использовать электронные кейсы, содержащие проблемы, актуальные для учащихся.

Выше перечисленные модели имеют связующий целевой компонент, поскольку дистанционная поддержка есть средство выстраивания индивидуального образовательного маршрута школьника. И выбор способа дистанционной поддержки зависит от следующих факторов:

индивидуальных особенностей учащихся,

уровня ИКТ-компетентности учащихся,

степени учебной самостоятельности учащихся.

В целом, дистанционная поддержка позволяет организовать интерактивное взаимодействие педагога и учащихся, предоставляя им возможность выйти за рамки традиционного урока в школе и позволяя выстраивать индивидуальные образовательные маршруты в открытом информационно-образовательном пространстве.

Среди необходимых условий для организации дистанционной поддержки можно выделить способность и готовность учителя работать по-новому. В городе Рыбинске в течение нескольких лет осуществляется инновационная деятельность по освоению и внедрению в практику работы с учащимися общеобразовательной школы дистанционных образовательных технологий. Ниже представленные статьи – это описание опыта педагогов, участников сетевого семинара «Особенности применения дистанционных образовательных технологий».

Модулина Ольга Борисовна, к.п.н.,

заместитель директора

по информационным технологиям

МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр»

 

2 комментарияto Дистанционное обучение

  1. Очень интересная статья, спасибо http://ls4989.com/

  2. Спасибо за публикацию, очень правильно все написано!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *